История религии — отражение истории самих людей, создателей религии, их образа жизни или менталитета. При знакомстве с религиозными верованиями мордвы можно обратить внимание на большое количество женских божеств: леса (Вирь-ава), земли (Мода-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варма-ава), огня (Тол-ава), дома (Куд-ава). Наряду с божествами в образе женщин встречаются божества и в образе мужчин, например, Вирь-атя, Мода-атя, Ведь-атя, Варма-атя, Тол-атя, Куд-атя и др., считавшиеся мужьями женских божеств. Божества-мужчины играют менее важную роль, чем их жены. В различных молитвах, рассказах, сказках, песнях главную роль играют, как правило, женские божества, а мужские лишь упоминаются вскользь, или не упоминаются вообще.
Объясняется это тем, что верования в женские божества возникли в эпоху материнско-родового строя, который характеризовался ведущей ролью женщины в хозяйственной и общественной жизни. Это отразилось в религиозных верованиях того времени. Названные божества считались покровительницами и покровителями определенных сил природы и связанных с ними занятий.
Наши предки полагали, что божества эти могли быть как добрыми, так и злыми. По их представлениям, божества могут наделать немало бед и неприятностей, если вовремя не задобрить их, поэтому на предполагаемых местах их обитания устраивали моления, совершали жертвоприношения.